Воссозданная мечеть Кул Шариф – прообраз храма Василия Блаженного?

24/06/2005

Торжественное открытие воссозданной мечети Кул Шариф, самой большой в Европе, состоится сегодня 23 июня в Казанском Кремле (Казань, Татарстан) в священный для всех мусульман день – в пятницу.

В церемонии открытия, как ожидается, примут участия президент Татарстана Минтимер Шаймиев, Генеральный секретарь Организации Исламская конференция (ОИК) Экмеледдин Ихсаноглу, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, более 500 гостей из разных стран - участники 9-ти международных форумов, проходящих в рамках юбилея Казани, 14 послов мусульманских стран в РФ, министры по делам религий, свыше 1 тыс. имамов Татарстана, богословы, ректоры исламских вузов и горожане.

В программе церемонии – театрализованное представление, чтение Священного Корана, в том числе победителями прошедшего накануне Международного конкурса чтецов Корана, пятничная проповедь, праздничный молебен. Всего на открытии мечети ожидается не менее 17 тысяч человек, в саму мечеть смогут пройти до 1,5 тысяч гостей, еще 3,5 тысяч разместятся в Кремле, большая же часть мусульман сможет наблюдать за церемонией и молиться на Ярмарочной площади под стенами Кремля, где будут установлены экраны и динамики, сообщает газета «Труд».

Самая странная кремлевская история связана с восстановленной мечетью Кул Шариф. Летописи не сохранили ни ее облика, ни точного места расположения, ни даже названия (Кул Шарифом звали сеита, который во время взятия Казани был духовным главой казанских мусульман).

Однако известно, что храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве воздвигнут по «соцзаказу» молодого Ивана Грозного в честь взятия Казани. Храм этот не вписывается ни в какие двери традиционной русской архитектуры. Даже Наполеон, захвативший Москву, назвал его мечетью (во время египетских походов, надо думать, мечетей он видел немало). Множество элементов храма на Красной площади больше напоминают восточное, а не русское, и тем более западное искусство. Естественно, родилась версия о том, что храм в честь взятия Казани на главной московской площади был построен по образцу главной казанской мечети, которая в это же время для пущей символичности и торжества имперской идеи была разрушена. «Мечеть, увенчанная крестом: чем не программное заявление «Церкви Воинствующей?» - пишет Нияз Халит в своей работе «Мечеть Кул Шариф», сообщает портал «Лента тысячелетия». (Кстати, «Церковь Воинствующая» - это название иконы семнадцатого века, на которой достаточно-таки реалистично отражено взятие Казани.)

Существуют и другие легенды о мечети. В многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул Шариф; главный купол обрел формы, ассоциирующиеся с образом «Казанской шапки» - короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате. Переплетающиеся конструкции стрельчатых арок, подчеркивают родство с каркасной конструкцией юрты, - древнего жилища кочевых тюрок. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания – тюльпан, пишет сайт «Казанского Кремля».

Культура Все новости раздела

В Санкт-Петербурге пройдет Фестиваль этнической культуры ETHNOLIFE

12/01/2006

21 и 22 января концертном зале отеля «Санкт-Петербург» состоится Фестиваль этнической культуры ETHNOLIFE. Фестиваль пройдет при информационной поддержке Комитета по Культуре и Генерального Консульства Индии в Санкт-Петербурге. Как считают организаторы фестиваля, ETHNOLIFE – это решение приблизить древнее наследие мировой этнокультуры к технологиям и ритмам современной цивилизации; искусство жить в согласии с собой и окружающим миром.

Фестиваль популяризирует здоровый образ жизни, и выступает за межнациональную дружбу и культурное сотрудничество различных народов Земли. Оргкомитетом фестиваля готовится уникальная шоу-программа, которая соединит элементы различных национальных культур: Русско-Славянской, Армянской, Кельтской, Индийской, Китайской, Африканской, Латиноамериканской, Испанской.

30/11/2005

В «Вереске» пройдет презентация альбома «Рады & Терновника»

21 декабря в 21.00 в московском клубе «Вереск» состоится презентация нового альбома группы «Рада & Терновник» – «Заговоры». Альбом записывали более года, для участия в записи были приглашены музыканты, работающие в самых различных традициях. Сергей Старостин известен как хранитель русской традиции и исполнитель на древних русских народных инструментах – рожке, калюках, двойчатках. Настя Паписова, играющая на кельтской арфе, одна из первых в России начала осваивать этот сладкозвучный инструмент. Дима Глоба играет на тибетских трубах дунчен и ганлин, на австралийском инструменте диджерриду, а также, исполняет вокальные партии в стиле горлового пения. Один из лучших джазовых духовиков Сергей Летов вплетает звуки флейты и саксофона в сложную ткань песен «Р&Т», флейта вторит рожку, а саксофон кельтской арфе.

03/11/2005

В клубе «Релакс» состоится концерт памяти Игоря Талькова

9 ноября в московском клубе «Релакс» состоится концерт памяти поэта и музыканта Игоря Талькова. В концерте примут участие российские рок-группы «7 этаж», «Верховье», «Стеклярус», «Бензин». Музыканты исполнят песни Игоря Талькова, а также собственные произведения. Один из участников концерта, музыкант группы «Верховье» Дмитрий Коледин, заявил: «Мы играем на этом вечере, так как считаем, что Игорь Тальков – это человек духа и большой любви к истине, обладающий потрясающей честностью и искренностью, оказавший огромное влияние на формирование новой музыкальной и поэтической культуры России, в том числе и на наше мировоззрение. Игорь Тальков живет в нашем сердце».

07/10/2005

13 октября в Домжуре будут «менять восприятие музыки»

13 октября в Доме Журналистов состоится необычный концерт. Концертный сезон откроют два близких по духу музыкальных коллективв - Добровольный Оркестр хемулей и акустик-бэнд «ПОТАПОВ Л.». Добровольный Оркестр хемулей появился в конце 2002 года, акустик-бэнд «ПОТАПОВ Л.» - в начале 2003. У обеих команд уже есть своя аудиторию. Они отметились в ряде клубов и на фестивалях, побывали в эфире радио «Культура». Группы считают, что прошли похожие пути, которые сойдутся на сцене Дома Журналистов.